Yidaki-Ural.ru - Диджериду от Мастеров Урала

Лаборатория
Диджериду
Галерея
Обучение
Статьи
События
Ссылки
Форум
Музыка
Вопрос - ответ
Заказ
Гостевая книга
Контакт
English

Вопрос - ответ

Как мне выбрать диджериду (тон, раструб, длина, порода дерева)?

Очевидно, что выбор диджериду – это очень важный момент, который может быть менее «мучительным», если вы вообще ничего не знаете об этом или наоборот – вы подробно информированы о всех нюансах диджериду-бытия. В противном [среднем] случае – когда вы что-то где-то немного слышали, видели, но так и не поняли, а какое же это всё имеет значение в деле выбора инструмента – в этом случае мучений вам не избежать.

Попробую облегчить вашу участь, высказав ряд соображений по этому поводу.

Чем отличаются (в звучании) различные породы дерева?

Во-первых, надо различать две основные причины, по которым диджериду могут по разному звучать. [Будем считать, что к качеству обработки дерева у нас претензий нет.]

1. Отличие в звучании одного инструмента от другого по причине их различного внутреннего «акустического устройства».

2. Отличия в звучании различных пород дерева при одних и тех же акустических конфигурациях [разных инструментов].

И только когда вы уверенно осознали эти две различные причины, только тогда возникает «во-вторых»: так чем же отличается звучание различных пород дерева применительно к диджериду?

Итак, на всякий случай еще раз поясню, что формой акустического канала можно легко «убить» хорошо звучащее дерево. Поэтому будем считать, что с акустической точки зрения у нас претензий к инструменту нет.

Но все равно на всякий случай скажу, что когда я лично впервые столкнулся с тем, что получается при «правильном» построении внутренней акустики, то был искренне удивлен той разнице, которая возникает еще даже безо всякого учета сорта дерева.

Условно говоря, берем совершенно не инструментальное дерево - березу, делаем из нее ПРАВИЛЬНОЙ формы диджериду и... безмерно удивляемся, понимая, что всякие корявые дешевые эвкалипты, а тем более бамбуки и тростники остались где-то в прошлом. И там же остались те саморезаные инструменты, что сделаны абы как, без опыта работы с деревом . Потому как имеет значение:

- насколько выдержана толщина дерева - однородный по толщине инструмент легко пойдет "в разгон";

- как обработано, пропитано дерево;

- насколько быстро шел процесс изготовления – дабы избежать несимметричных искривлений заготовки после распила;

- насколько талантливо внутри нарезаны «следы термитов» - бороздки, канавки;

И т.д.

Итак, получили в руки правильный дидж.

И сначала вся сила нашего осознания уходит на то, чтобы привыкнуть к тому, как оно теперь хорошо звучит, не задумываясь особо о том, что это – береза или клен, или что-то еще…

Но потом начинаем ковыряться в нюансах. И возникают вопросы: какое дерево как звучит?

Честно говоря, нет у меня завершенного ответа на этот вопрос на сей день. Потому как не было двух идентичных по форме инструментов из разных пород дерева.

Кроме, пожалуй N7 и N8 (галерея). Они оба были около "фа". Оба одновременно были в производстве по одной схеме. Один - ольха, другой - клен. Честно говоря, я ТОГДА между ними разницы не обнаружил. Долго колебался, который из них себе оставить.

СЕЙЧАС, по прошествии времени, резюме такое. Клен в принципе плотнее-лучше ольхи, ольха в какой-то мере лучше, чем береза. Например, резонансные свойства клёна особенно чувствуются тогда, когда начинаешь перегружать инструмент. Тогда он начинает «заводиться» и «рычать».

Существенное преимущество ольхи – это очень легкое дерево. Диджериду из ольхи создает впечатление легкости, воздушности.

Но приведенная сравнительная цепочка не означает, что береза – это совсем плохо. Вовсе нет. Береза хорошо берет в себя пропитку. И от нее остается довольно «плотное», сильное ощущение. Трудно объяснить, откуда оно возникает. Что-то иррациональное…

В итоге я бы в любом случае воздержался бы от каких-либо категоричных оценочных заявлений, расставляющих породы деревьев в порядке, например, убывания предпочтений. Это было бы неправильно и глупо.

Финальный лозунг:

ПРАВИЛЬНЫЙ дидж (из любого дерева) лучше, чем неправильный… пусть даже из лучшей в мире породы деревьев ;).

Какой должен быть тон инструмента?

Грубо можно разделить диджериду на две категории:

  1. Для медитативного жанра.
  2. Для скоростной игры.

Медитативно звучат диджи с тоном от «до» до «ми» (C-E).

Для скоростных техник хороши диджи с тоном от «ми» до «соль» и выше (E-G...).

Как видим, довольно универсальным является тон «ми». У диджериду с таким тоном еще присутствуют низкотональные бархатные краски, но с другой стороны – при исполнении быстрых ритмов, звучание будет достаточно отчетливым.

Обычно у поклонников диджериду наблюдается следующая схема эволюции пристрастий. Сначала предпочтение отдается низкому звучанию, как наиболее специфичному, глубоко-проникновенному. Потом, по мере совершенствования технических и скоростных навыков, возникает желание поиграть на более высоком тоне. А после этого происходит возврат, но уже с других позиций, опять к низкому тону.

Так что при выборе инструмента важно понять – какую такую сокровенную потребность вы хотите удовлетворить общением с диджериду. А отсюда уже естественным образом определится и ваш выбор в отношении тона инструмента.

Зависимость тона от длины инструмента, диаметра канала и раструба.

Как правило в классических "объяснительных схемах" рассматриваются случаи стабильного внутреннего диаметра. Т.е. как правило рисуется некая кривая (похожая на логарифмическую) зависимости тона от длины. Чем длиннее труба, тем ниже тон. Внутренний диаметр с тоном тоже находится в той же прямой зависимости, но его тонобразующее влияние не столь велико как у параметра под названием "длина".

НО! (большое "но") В этих схемах (как минимум я не встречал) нет пояснений по поводу того, каковы закономерности тонообразования в трубах с увеличивающимся диаметром канала. Производители "медных духовых" труб, саксофонов и пр. конечно это всё знают, но у нас такой информации на уровне формул нет. Однако точно известно давно. Увеличение диаметра раструба (или условно говоря "скорость или ускорение" раскрытия канала) существенно повышает тон инструмента.

Например, два инструмента с одинаковым мундштучным стартовым диаметром, одинаковой длины, но с разным диаметром раструба будут иметь существенно разный тон звучания. Существенно выше будет инструмент с бОльшим диаметром раструба.

Итак, есть два взаимообратных параметра по отношению к тону инструмента - это длина и диаметр раструба. Увеличение длины понижает тон, увеличение раструба повышает тон и увеличивает силу звука.

Т.е. если вы хотите иметь И низкий по тону диджериду, И мощный по звуку, то это будет очень длинный инструмент.

К сожалению, либо одно, либо другое. Коротокого (прямолинейного) мощного диджериду(большой раструб) с низким тоном не существует ;).