Yidaki-Ural.ru - Диджериду от Мастеров Урала

Лаборатория
Диджериду
Галерея
Обучение
Статьи
События
Ссылки
Форум
Музыка
Вопрос - ответ
Заказ
Гостевая книга
Контакт
English

Вопрос - ответ

Зачем вашим диджериду нужны внутренние канавки?

Коротко. Канавки увеличивают площадь отражающей поверхности на единицу объема. Если с физикой дружим, то нам в этом месте уже должно стать всё понятно. Это был эпиграф.

А теперь подробнее.

Зачем в уральских диджериду сделаны "канавки"?

Что это - маркетинговый ход или в этих канавках таки есть какой-то смысл?

Постараемся ответить на эти вопросы.

Кроме того тема "канавок" пересекается с вопросом оптимальных внутренних диаметров диджериду. В разного рода экспертных оценках встречается мнение, что звук диджериду с внутренним диаметром менее 40мм проигрывает по своей тембральной насыщенности своим собратьям с бОльшими внутренними диаметрами. Но в таких случаях у нас лично возникает вопрос, а что считать внутренним диаметром, если речь идет о нерегулярной внутренней поверхности? Это вопрос не такой уж и банальный, каким может показаться на первый взгляд.

Чтобы развеять чьи-либо сомнения в отношении нашего собственного мнения по поводу "канавок", да и вообще для общей пользы дела, скажем, что мы ИСКРЕННЕ верим в то, что "канавки" таки оказывают своё благотворное влияние в деле формирования звука диджериду. И у нас для этого есть теоретические обоснования.

Интуитивное ненаучное обоснования следующие. Смотрим схему 1.

Допустим, сечение канала грубо выглядит так, как на схеме. На самом деле канавок у нас больше, но цель схемы - пояснение принципа, а не имитация реального среза канала уральского диджериду.

Итак, На схеме изображен следующий "мега-принцип канавкообразования": расстояние между канавками равно удвоенной ширине канавки. А сама канавка (в сечении) по форме близка к равностороннему треугольнику. Хотя, даже если это будет полуокружность - все дальнейшие рассуждения будут справедливы и для такого случая, а также и для всех промежуточных вариантов.

Допустим, что минимальный внутренний диаметр D1 = 30мм. Практически все UDL-диджериду имеют начальный диаметр 28-30мм.

И допустим, что эта труба ПОКА не имеет внутренних канавок. Т.е. имеем гладкостенную трубу диаметром 30мм. Пусть это будет некая тестовая "Труба N1".

Тем, кто не забыл школьный курс математики, понятно, что длина окружности (сечения) такой трубы равна 30xPi=94,247... (где Pi=3,1415926...).

Зачем нам это число - 94,24? А затем, чтобы оно как-то отображало в нашем сознании другой очень важный параметр, о котором почему-то редко когда говорят (наверное это не имеет научно-физического значения) - это площадь внутренней отражающей поверхности. Правда мы тут не о площади говорим, а о периметре, но для тех, кто не бесповоротно забыл математику, ясно, как от периметра, зная длину, перейти к площади. Но в данном случае это и не особо важно. Важно следующее: вообще вроде как не должна вызывать сомнений мысль о том, что собственно за счет отражений от этой пресловутой поверхности и происходит вторичное темброоборазование в духовых инструментах. Ну и, соответственно, возникает подозрение, что в случае с диджериду увеличение (в разумных пределах) этой самой площади в совокупности с усложнением рельефа отражающей поверхности помогает возникновению той тембральной специфики, что присуща диджериду. Но! Те, кто пробовали играть на диджах с очень большим внутренним диаметром, знают, что в этом случае резко уменьшается такой параметр, как "обратное давление" - воздух просто проваливается в трубу. Что вполне естественно для труб с большим диаметром. Но у пытливого ума возникает вопрос - можно ли в этом случае всё-таки "скрестить ужа с ежом"? Или, говоря иначе, можно ли как-то совместить ощутимый уровень "обратного давления" и относительно большую площадь внутренней отражающей поверхности? Или скажем так: можно ли уменьшить внутренний объем диджа (для увеличения обратного давления), сохраняя необходимую площадь внутренней поверхности (для сохранения тембральной насыщенности)?

Мы, у себя в UDL, эту задачу решаем методом нарезания внутренних продольных "канавок".

Из схемы N2 видно, что если на одном сегменте окружности AB, длина которого равна 3b, один из отрезков (самый левый) заменить на "уголок", состоящий из двух отрезков длиной b, то длина фрагмента периметра сечения AB увеличится на одну треть от прежней длины этого же фрагмента периметра: 3b+b=4b.

Т.е. соблюдение озвученного выше "мега-принципа канавкообразования" (при очень незначительном увеличении внутреннего объема) позволяет увеличить площадь внутренней отражающей поверхности примерно на треть. При этом число канавок погоды не делает (просто глубина канавок будет пропорционально изменяться). "Ну и что?"- скажет въедливый читатель? А то, что если мы теперь упомянутое выше число 94,24 увеличим на треть, то получим 125,653. Это получилась длина("периметр") некой новой окружности с еще неизвестным пока для нас диаметром. Как нам вычислить новый "как бы диаметр"? Конечно же разделив длину окружности на число Пи. В итоге получаем, что новый диаметр D2 некой тестовой гладкоствольной "Трубы N2" равен D2=39,9мм. Если вы уже устали следить за петляниями нашей мысли, озвучу предварительный вывод: площадь внутренней отражающей поверхности трубы С КАНАВКАМИ с минимальным внутренним диаметром 30мм РАВНА площади внутренней отражающей поверхности ГЛАДКОСТЕННОЙ трубы с внутренним диаметром 40мм. При этом возникает попутный закономерный вывод о том, что понятие "внутренний диаметр" в случае с трубой с канавками - это несколько условный параметр, который нужно уточнять. В случае с уральскими диджериду под внутренним диаметром мы подразумеваем минимальный внутренний диаметр. На схеме он обзначен как D1.

Наше итоговое утверждение таково: труба с диаметром 28-30мм с нарезкой в виде "канавок" по параметру тембробразования эквивалентна гладкоствольной трубе бОльшего диаметра ~40мм. Это происходит именно за счет того, что она имеет такую же площадь внутренней отражающей поверхности как гладкая труба. Поэтому нас нисколько не смущает тот факт, что наши трубы, имея расширяющуюся геометрию раструба, со стороны мундштука начинаются с малых диаметров. Тембральной насыщенности, как мы поняли, это не помеха, а вот с т.з. исполнительских акустических свойств - это только "в плюс". И даже не в один :).

Так что режьте канавки, товарищи диджериду-строители, и будет вам Щастье!