Yidaki-Ural.ru - Диджериду от Мастеров Урала

Лаборатория
Диджериду
Галерея
Обучение
Статьи
События
Ссылки
Форум
Музыка
Вопрос - ответ
Заказ
Гостевая книга
Контакт
English

События

2007-2009

Представляю вашему вниманию небольшую ретроспективу - описание опыта сотрудничества с биг-бендом Виталия Владимирова (период 2007-2009). Описание это, говоря высоким и дарвинообразным языком, будет представлено в некоем эволюционном ключе.

Первое событие состоялось буквально "сразу" после выступления с камерным оркестром п/у Энхе. А именно 8 июня 2007 года в том же зале музыкального училища им. П.И. Чайковского г.Екатеринбурга. Фактически по своей событийной сути это повторение истории с пьесой для диджериду и камерного оркестра. Виталий Владимиров, готовя параллельно две программы, кроме упомянутой сюиты для камерного оркестра написал еще и фанк-композицию для диджериду и биг-бенда (название композиции - "Zair"). Фанк - штука зажигательная. О своем неравнодушии к джазу я уже писал. Т.е. фанк-энтузиазма у автора этой заметки было в избытке. Но! Оказалось, что не всё так просто. С одной стороны предварительно (до 1-ой репетиции) я как-то там подготовился, наивно придумал и разучил какой-то паттерн, а с другой стороны столкнулся с тем, что, оказывается, не так-то просто с биг-бендом играть всё, что в голову взбрело. Особенно если нет опыта и оркестровой практики. Короче, на первой репетиции я понял, что ничего я не понимаю с этим биг-бендом. Я просто элементарно не мог схватить конфигурацию, которую "рисовал" барабанщик. Размер произведения четвертной, но партия ударных при этом строилась на триольных конфигурациях. Когда бочка отрабатывает смешанный триольно-четвертной рисунок, мне (очень НЕ-профессионалу) оказалось очень трудно ловить опорный ритм. Особенно когда во время соло остаешься один на один с барабанщиком и когда в собственной голове реально "на переднем плане" звучит диджериду, а барабанная бочка еле слышно остается где-то на периферии сознания. Если же к этому добавить, что барабанщик при этом еще и "подрисовывал" всякие мелкие джазовые рисуночки, то совсем дело-труба. В общем, с первой репетиции я ушел обескураженный и пожалел, что не было у меня с собой хорошего диктофона, чтобы записать живой материал для домашнего музицирования.

Не буду утомлять вас долгими описаниями, скажу лишь, что на 2-ой, 3-ей репетиции ничего особо не изменилось. Я формально отыгрывал свои места в композиции, понимая, что я играю какую-то чушь, и продоложая не-понимать, как мне состыковать чёткую дыхательную ритмику диджериду со свингующим биг-бендом. Состыковать так, чтобы еще и вписываться в идеологию "пульсирующей синкопы". В итоге перед выступлением что-то как-то оформилось в отношении того, что мне нужно делать, чтобы не испортить композицию, но это было далеко не то, что хотелось бы действительно в итоге получить.

На выступлении первая сольная часть труда не представляла, да и 4 первых такта вместе с оркестром - тоже. А вот потом, когда оркестр делал паузу и вступал диджерибон, то... честно говоря, мне было немного стыдно за сыгранный материал. С одной стороны я никак не смог побороть скованность перед оркестром - не хватало какой-то личной смелости-наглости: взяв темп оркестра, начать продавливать СВОЮ тему, а с другой стороны элементарно не хватило простых навыков, которые есть у регулярно практикующего музыканта. Я постоянно пропускал какую-то долю у ударных и ускорялся. А всего-то ужно было - просто-напросто подробно разложить партию ударных, понять её с точностью "до каждой 32-ой" и больше дома играть под оркестровую запись, чтобы в голове на подкорке прописать ритм-конфигурацию.

Резюме по выступлению 8 июня 2007 г. - мне категорически не понравилась работа исполнителя на диджериду тов.В.Субботина.

Но... после драки диджерибоном не машут. Что было, то осталось в записи. Лежит на сайте.

Теперь о втором событии. Два года спустя. Май-июнь 2009 (клуб EverJazz, Екатеринбург).

По материалу всё то же самое. Та же самая пьеса. Но по поводу конфигурации ритма - я решил для себя примитивно разложить его по двум рукам на джембе. Это оказалось очень полезно. Конечно это стоило бы сделать еще тогда, в 2007-ом, но... как-то мне тогда казалось, что оно и так понятно... хотя, какое там "понятно" - результат тогда показал, что не совсем понятно.

Итак, триольный ритм в 4/4етвертной композиции был мной для самого себя пересмотрен. Под этот "пересмотр" партию слайд-диджериду тоже пришлось переизобрести. Уверенности немного прибавилось, но все равно - когда стоишь перед оркестром (а в этот раз сцена с оркестром была выше, на уровне пояса солистов. Солисты стояли ниже, прямо перед публикой), и оркестр вступает всей своей мощью, то я впервые ощутил, как звуковая волна физически давит тебе в спину на уровне груди. Как раз там, где за спиной проходит линия пола сцены, на которой дует из "труб" ветер оркестра. С одной стороны это круто, а с другой - тут же в голову приходит стандартная мысль о том, что "лишь бы там звукорежиссер опять на пульте не прибрал уровень диджериду. Иначе придется дудеть изо всех сил, чтобы как-то звучать адекватно оркестру. А это уже несовместимо со всякими нюансами и изысками, ибо всё уйдет в силу звука."

В общем, не буду мучить вас всякой лирикой внутренних ощущений, скажу лишь, что уверенности при работе с оркестром прибавилось, результат был лучше, но всё равно что-то было не то.

А именно - категорически не нравилось во время соло в дуэте работать с ударными, на которых рисовались джазовые украшательские ритмы. Возникал реальный сугубо практический вопрос - кто должен держать основной качающий ритм? Если слайд-диджериду, то причем тут "соло"? - это означало бы, что нужно слайдом отрабатывать ритм, а солировать и выпендриваться будут барабаны. Но задача стояла обратная. Выпендриваться предстояло диджериду, а для этого, лично с моей субъективной т.з., барабаны должны четко выдавать какую-то опорную ритмическую фигуру.

Взяв за основу такой вроде бы очевидный вывод, мне предстояло выйти с орекстром в третий раз. Тоже в 2009-м, тоже на площадке джазового клуба EverJazz.

Главная просьба к руководителю оркестра была следующая - пусть барабанщик на время соло "НЕ играет джаз". Пусть играет ЧЁТКИЙ фанк-"базис". Без украшений. И тогда мы вдвоем (дидж+барабан) нарисуем внятный и понятный этно-фанк-ритм. Ок. Договорились.

И в результате - О, ЧУДО! - получилось так, как давно хотелось. Всё легло как надо.

Последним этапом этой истории было выступление биг-бенда В.Владимирова всё с той же программой на сцене Уральской Государственной Филармонии (в конце ноября 2009-ого), где предпоследним номером прозвучал всё тот же фанк Zair. Для меня, как НЕ-музыканта по (не)образованию оказаться на сцене Филармонии в роли пусть небольшого, но специфического солиста - это где-то на грани авантюры и здравого смысла. При любом раскладе я не могу считать себя музыкантом. Я могу лишь согласиться с тем, что являюсь человеком, в меру своих возможностей представляющим публике инструмент австралийских аборигенов - диджериду. Но не более того.

А тут - Филармония. И, если ты на сцене, то зрителю всё равно, что ты там про себя думаешь - для зрителя ты музыкант, зритель купил былет. И это, честно говоря, так себе ощущение. Я реально ощущал себя неким Остапом Бендером, когда тот изображал из себя гроссмейстера в сеансе одновременной игры. Но... вроде бы, всё прошло более менее прилично. Благодаря тому, что все договоренности в отношении партии ударных остались в силе, да еще плюс помощь Виталия Владимирова, который вооружился варганом (хомусом), композиция в должной мере была окрашена этно-колоритом. Что, собственно, и требовалось по условиям задачи.

В итоге могу сказать, что во взаимоотношениях с оркестром с моей стороны появилось больше уверенности, хотя я в любом случае стою там на позиции любителя, которому все помогают и я благодарен всем оркестрантам за их терпение и поддержку. В любом случае для меня это уникальный опыт, который стал возможен благодаря энтузиазму руководителя биг-бенда Виталия Владимирова.

Жаль только вот ни одной записи и ни одного фото сделать не удалось во время последнего выступления, но... может быть оно не последнее? ;)