Как сыграть какую-либо композицию?
Продолжая тему освоения начальных композиционных навыков, переходим к музыкальному материалу.
Размер тот же, что и в прошлом уроке - 4/4.
Так же искренне надеюсь, что у вас на данный момент имеется минимальное представление-ощущение того, что такое "квадрат".
Итак, для начала возьмем простой рисунок (Composition_Part2_sample01):
рИ-и-И-ки-тУ-у-дУ-у-
рИ-и-И-ки-тУ-у-дУ-у-
рИ-и-И-ки-тУ-у-дУ-у-
рИ-и-И-ки-тУ-у-дУ-у.
Хорошо было бы его долго поиграть, чтобы начать легко и непринужденно "слышать" его даже в тишине (не шутка). Это нам нужно для того, чтобы внутри вас поселился некий ритмический базис, к которому вы бы могли перейти в любой момент по ходу композиции, чтобы не нужно было прикладывать усилий к тому, чтобы вспомнить: "...как же он там звучит-то... этот рисунок базовый...?"
Это СТРАХОВКА от "зависаний". Как бы вы в дальнейшем ни пытались в режиме импровизации внести некие изменения в ритмический рисунок, у вас всегда на случай срыва или неудачи внутри будет сидеть(звучать) этот ритм ("кач", "маятник"), который вы сможете подхватить с любого места.
Итак, у нас есть "базис-квадрат".
Приступаем, помятуя прошлый урок, к его модификации (Composition_Part2_sample02):
рИ-и-И-ки-тУ-у-дУ-у-
рИ-и-И-ки-тУ-у-дУ-у-
рИ-и-И-ки-тУ-у-дУ-у-
рИ-и-тА-ка-тU-ка-тА-а
U - это в данном случае передув(трампет) - акцент, который подчеркивает завершение "квадрата", циклического рисунка(фразы). Такой акцент, кроме того, что он обогащает ритмический узор, создает для вас и для слушателя некие опорные точки.
Такой вариант квадрата тоже полезно долго поиграть, почувствовав длинный цикл между передувами.
После этого можно условно "ускорить"-сократить длинный цикл, например, дважды вставив в квадрат передув (Composition_Part2_sample03):
рИ-и-И-ки-тУ-у-дУ-у-
рИ-и-тА-ка-тU-ка-тА-а
рИ-и-И-ки-тУ-у-дУ-у-
рИ-и-тА-ка-тU-ка-тА-а
Сейчас вы можете провести эксперимент, соединив sample02 и sample03 в одну последовательность (Composition_Part2_sample04). Или объединить все три квадрата в одну линию, повторив каждый квадрат по 4 раза (4х4). В результате вы сможете пронаблюдать неторопливую трансовую трех-этапную эволюцию вашего ритмического рисунка.
Движемся дальше.
Продолжаем эволюционное развитие.
На базе изложенного в начальных уроках, вспомнив легендарное ;-) "тУ-а-ки-тУ-а-ки-тУ-у", можно легко образовать еще пару версий рисунка (Composition_Part2_sample05):
рИ-и-И-ки-тУ-у-дУ-у-
тУ-а-ки-тУ-а-ки-тУ-у-
рИ-и-И-ки-тУ-у-дУ-у-
тУ-а-ки-тУ-а-ки-тУ-у-
и (Composition_Part2_sample06):
тУ-а-ки-тУ-а-ки-тУ-у-
рИ-и-тА-ка-тU-ка-тА-а
тУ-а-ки-тУ-а-ки-тУ-у-
рИ-и-тА-ка-тU-ка-тА-а
Думаю, принцип варьирования понятен.
Главное, это то, что вы как-то изобретаете (в рамках данного урока) 4-х или 8-ми слоговые строки, складывая их в группы по 4 строки.
И каждое такое изобретенное четверостишие длится одинаковый промежуток времени! Все они соответствуют одной "ритмической сетке"(схеме). Это очень важно.
Если вас интересует не только ваше творчество, но и то, как оно воспринимается слушателем, то хочется заметить следующее. Слушателю будет легче/проще воспринимать ваше самобытное творение, если он без напряжения будет обнаруживать некую очевидную цикличность/ритмичность подобно тому, как в песенном жанре присутствует деление песни на очевидно выраженные вступления, завершения, куплеты и припевы. Неискушенному слушателю довольно трудно будет выявить в монотонном потоке рии-ки-туу-дуу какие-то более глобальные цикличные "фразы", хотя... если это трансовый жанр, то можно хоть целый час молотить рии-ки-туу-дуу, и никто вам даже слова в упрёк не скажет :).
Но... если речь о каком-то композиционном разнообразии, то лучше оформить (разделить на части) свое произведение понятным для слушателя образом, начиная с самого простого варианта, и используя для структурирования разделяющие акценты в соответствии с одной из схем:
1-2-3-4
1-2-3-4
1-2-3-4
1-2- ак-цент
или
1-2-3-4
1-2-ак-цент
1-2-3-4
1-2-ак-цент
Как это может выглядеть практически? Например, так. Будем для убедительности повторять каждое "четверостишие" 2 раза. Или, если вы никуда не торопитесь, то можно повторить и 4 раза.
1.
Ии-ии-ии-ии
Уу-уу-уу-уу
Ии-ии-ии-ии
Уу-уу-тУу-дУу
Ии-ии-ии-ии (повтор)
Уу-уу-уу-уу
Ии-ии-ии-ии
Уу-уу-тУу-дУу
2.
Ии-ии-ии-ии
Уу-уу-тУу-дУу
Ии-ии-ии-ии
Уу-уу-тУу-дУу
Ии-ии-ии-ии (повтор)
Уу-уу-тУу-дУу
Ии-ии-ии-ии
Уу-уу-тУу-дУу
3.
Ии-ии-Уу-уу
Ии-ии-тУу-дУу
Ии-ии-Уу-уу
Ии-ии-тУу-дУу
Ии-ии-Уу-уу (повтор)
Ии-ии-тУу-дУу
Ии-ии-Уу-уу
Ии-ии-тУу-дУу
4.
Ии-ии-Уу-уу
рИ-и-И-ки-тУ-у-дУ-у-
Ии-ии-Уу-уу
рИ-и-И-ки-тУ-а-дУ-у
Ии-ии-Уу-уу (повтор)
рИ-и-И-ки-тУ-у-дУ-у-
Ии-ии-Уу-уу
рИ-и-И-ки-тУ-а-дУ-у
и т.д.
В 4-ом куплете в качестве акцента вместо передува можно использовать вокализацию (прокричать в выделенном слоге) или еще как-то тембрально выделить последние две четверти (или одну четверть) четвертой строки четверостишия.
Обратите внимание на то, что в приведенном примере сыграно 4 блока по 2-4 повтора в каждом.
Мы сами для себя (и, как следствие, для слушателя) в данном уроке установили такое правило - мы подчинили композицию цифре 4.
И если мы хотим создать у слушателя ощущение завершенности, оформленности, то лучше следовать этому правилу.
Пусть все музыкальные решения на первых порах для простоты и наглядности как-то у вас сочетаются с цифрой 4.
Например, вы всего сыграете 4 (или 8, или 16, или 32...) блока по 4 черверостишья (в каждом).
И в каждом четверостишии вы в четных или нечётных строках вы два раза или один раз (в конце) будете использовать какие-л. акценты.
Вас может испугать мысль о том, что всегда придется как-то отсчитывать количество "тактов", "квадратов", но это на самом деле не так. В результате тренировки у вас появится "чувство завершенности/незавершенности" музыкальной фразы. Вы интуитивно будете ощущать ритмическую "структуру". Так что считать/думать/простраивать придется лишь на первых порах - дальше это не будет вызывать никаких затруднений. Конечно при условии, если вы уделите этому навыку достаточное время.
Не забудьте подготовить себе какую-либо версию "квадрата" для убедительного завершения композиции.
Например, вы можете "прокричать" последние две строки 4-веростишия наращивая громкость до предельно возможного.
Или можете совершенно нейтрально плавно-постепенно снижать громкость, переходя на ритмичный "шёпот", оставив в самом конце слушателя в "музыкальной тишине". Главное, избежать суеты и невнятности. Т.е. быть готовым к финалу еще до того, как он произойдет ;). Особенно это важно в том случае, если вы играете не один. Ибо последний штрих может смазать впечатление обо всей композиции в целом.
В качестве завершения данного урока для "напримера" попробую скомпилировать несколько квадратов в нечто относительно протяженное, но не сильно претендующее на статус композиции - это просто примеры компиляции, не более того.
Composition_Part2_sample07 |