Yidaki-Ural.ru - Диджериду от Мастеров Урала

Лаборатория
Диджериду
Галерея
Обучение
Статьи
События
Ссылки
Форум
Музыка
Вопрос - ответ
Заказ
Гостевая книга
Контакт
English

Статьи

История ''Лаборатории'' N1

Моя первая встреча с диджериду произошла в апреле 2001 г. в небольшой квартире на окраине Амстердама...

В роли представителя далекой и незнакомой австралийской культуры выступил мой друг Алексей (Datura) - профессиональный музыкант и звукорежиссёр.

Я приехал к нему в гости... всего на несколько дней.

И в первый же вечер случилось "это": откуда-то в руках у него появилась пластиковая труба, которая вдруг зазвучала весьма странным образом. Помню, что меня впечатлила техника "непрерывного звучания" и... и, собственно, всё. Как-то не произвело особого впечатления то, что я тогда услышал. Ну да, где-то там в Австралии термиты грызут эвкалипты... да, забавно, но не более того. Так и уехал, запомнив только, что называется эта труба - ДИДЖЕРИДУ (didgeridoo).

Прошел год.

Алексей на пару недель приехал в Россию. И буквально сразу с порога вручил мне подарок - бамбуковый дидж (didg), со словами: "Держи, учись играть!" После этого он снял с плеча что-то длинное в непонятном чехле. Оказалось, что там были два настоящих инструмента - австралийский эвкалиптовый диджериду и диджерибон. Эвкалиптовый дидж был извлечен из чехла, и тут произошла вторая встреча с этим уникальным инструментом - Алексей заиграл... Но он играл уже совсем иначе, это был завораживающий ритм, состоящий из множества звуков различной тембральной окраски... Это было впечатляюще... Я не слышал никогда раньше что-либо подобное. Моей реакцией была вполне естественная в этой ситуации фраза: "Раз ты здесь, и ты привез мне инструмент - учи играть." С этого момента диджериду вошёл в мою жизнь. Пока Алексей гостил в России, я успел освоить так называемое "циркулярное дыхание" и запомнил некоторые простейшие ритмические упражнения...

Далее в течение года я постепенно, не торопясь, без фанатизма и без каких-то особых эмоций осваивал различные способы стабильного звукоизвлечения. Где-то один-два раза в неделю от случая к случаю по 10-20 минут я посвящал этому медитативному занятию. Так продолжалось до тех пор, пока где-то там, в недрах органов дыхания не родился первый собственный ритм. Он был очень примитивным, но это был свой Ритм! Это был третий ключевой момент в истории моих взаимоотношений с диджериду. Я почувствовал ритмический "вкус" диджа! С тех пор началась более активная практика освоения инструмента.

Весной 2004 года я первый раз попробовал сыграть вместе с диджеем в клубном формате. Это был клуб "Подвал" в Екатеринбурге. И после этого понял, что бабмбуковый дидж мне стал "мал". Я попросил Алексея найти в Амстердаме что-то эвкалиптовое, достаточно хорошо звучащее, но доступное по цене. Через некоторое время у меня появился первый и пока единственный "правильный" аутентичный дидж с достаточно низким тоном - C#.

Почти сразу после этого произошли еще две пробы пера - еще две попытки поиграть с диджеями [в клубе "ПВ" DJ Раевский, на нейтральной территории DJ GRIPP. После чего стало понятно, что рановато еще выходить в свет - надо работать и работать, что многое зависит от акустики, от микрофона, от умения играть исходя из данности той или иной ситуации. В общем, далее пошел не особо динамичный процесс постепенного освоения возможностей инструмента в состоянии все того же информационного голода. К Алексею в гости на предмет дальнейшего обучения вырваться не удавалось, а поэтому в ситуации диджериду-одиночества играл как мог и что умел. Хотя у меня и были для ориентира некоторые записи, по которым было понятно, что диджериду - это очень богатый по исполнительским возможностям инструмент, но... записи - это не живой учитель.

Время шло, постепенно отношение к инструменту менялось. Из телефонного общения с Алексеем и из переписки стало понятно, что надо расширять парк инструментов, пробовать "на вкус" другие тональности... Но вот вопрос - где взять инструменты? То, что бывает в местных этнических магазинах - это лишь диджеридуподобный ширпотреб. Тренироваться можно - играть нельзя. Покупать вслепую через интернет в Австралии - не хочется рисковать. Что же делать? Постепенно созревает решение - пытаться сделать здесь. Самому? - Вряд ли. Нужно искать мастера по дереву, ставить задачу, делать опытный образец, пробовать, экспериментировать...

И вот весной 2005 года произошло 4-ое ключевое событие - встреча с деревянных дел Мастером: Анатолием Владимировичем Куценко. Мастера конечно удивил повод для встречи: заказ на непонятный экзотический музыкальный инструмент. В Австралии эти инструменты выгрызают термиты, а тут "сумасшедшие" люди предлагают поработать в роли такого же термита, но только на местном материале: клён, ольха, береза... Анатолий получил всю доступную на тот момент информацию, которая могла хоть как-то помочь ему в деле изготовления и уехал домой.

Прошло месяца полтора-два.

И вот наконец - долгожданное событие: 1-ый уральский диджериду готов! И надо же такому случиться - как раз в эти же дни в Е-бург должен был приехать Datura. Две встречи почти в один день. Трудно описать ощущения, которые испытывал, взяв в руки первую уральскую версию австралийского традиционного инструмента... Но сразу же стало понятно, что во-первых, это высококлассное изделие из дерева. Четко выдержанная толщина, филигранно вырезанная избыточно-правильная структура внутренних канавок, фактура дерева (ольха) - всё безупречно. И даже если бы оно не зазвучало, оно успешно могло бы украсить любой интерьер. Но! Дидж зазвучал. Но еще не так, как хотелось бы, однако это уже был не пластик, не борщевик и не бамбук. Это дерево! Это было на несколько порядков лучше того, что встречалось в российских магазинах. Буквально в этот же день в чертежи были внесены поправки в отношении внутренней аккустики, и Анатолий Куценко уехал с новым заказом еще на два инструмента.

И этот исторический момент мы называем рождением Лаборатории Уральского Диджериду.